Региональные собрания: оглядываясь в 2010-й…

Уральский ФО: конструктивный разговор

А. Салаутин

10 марта 2011 г. в Екатеринбурге состоялось региональное собрание членов АСМАП в УрФО, ежегодная конференция АСМАП «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка международных автомобильных перевозок в Уральском федеральном округе» и выставка «АСМАП-Урал 2011».

На площадке перед отелем «Park Inn» под звуки гимна АСМАП была торжественно открыта выставка. Выступив с приветственными словами, красную ленту перерезали Федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе А.А. Ленская, руководитель департамента регионального развития и персонала АСМАП В.Е. Фильченков и руководитель филиала АСМАП по УрФО А.М. Салаутин.

Конференция началась вступительным словом А.А. Ленской. Затем с презентацией «Состояние рынка международных автомобильных перевозок России и УрФО» выступил руководитель департамента регионального развития и персонала АСМАП В.Е. Фильченков. В своем докладе он проинформировал участников конференции о снижении общего количества действительных членов АСМАП на 3,3%, что связано с исключением из членов АСМАП предприятий, прекративших работу на международных направлениях, при этом численность парка подвижного состава увеличилась на 0,3%.

В целом объем перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами, выполненных российскими перевозчиками в 2010 г., увеличился на 8,8% и составил 10,7 млн т. Однако иностранные перевозчики по-прежнему обгоняют российских: объем выполненных ими перевозок составляет 16,5 млн т (на 10,8% больше, чем в 2009 г.). По Уральскому федеральному округу и Пермскому краю в целом, наоборот, наблюдается незначительное снижение объемов перевозок на 0,1%, хотя по Свердловской области и Пермскому краю в отдельности отмечено увеличение объемов перевозок на 10% и 18% соответственно. По Челябинской и Тюменской областям снижение объемов перевозок составляет 4%, по Курганской области – 5%.

Начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора С.В. Назаров рассказал о проведенной по инициативе филиала АСМАП по УрФО совместно с Уральским таможенным управлением работе по организации транспортного контроля на международных таможенных терминалах в Екатеринбурге и Каменске-Уральском. В ходе проверки автомобилей выявлено 87 нарушений законодательства РФ, из них 47% – российскими перевозчиками, 53% – иностранными. В текущем году практика контроля на таможенных постах будет продолжена.

Начальник Уральского территориального управления Росграницы А.В. Потапов выступил с докладом об итогах проведенного летом 2010 г. мониторинга пунктов пропуска через Государственную границу РФ.

Начальник службы организации таможенного контроля Уральского таможенного управления В.А. Крылов в своем выступлении отметил увеличение доли автомобильных международных перевозок по региону с 24% до 37%, а также тенденцию увеличения доли перевозок с применением процедуры МДП, что связанно, в первую очередь, с увеличением гарантии по книжке МДП до 60 тыс. евро.

Исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Т.А. Кансафарова высказала готовность к сотрудничеству с АСМАП и перевозчиками и сообщила о возможности создания в рамках комитета по международному сотрудничеству отдельной комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок. По словам Т.А. Кансафаровой, областной союз может стать той площадкой, где властные структуры, общественные организации и участники внешнеэкономической деятельности будут находить взаимовыгодные пути решения проблем.

В ходе конференции исполнительный директор союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Л.М. Саранчук высказалась о необходимости развития и взаимодействия общественных объединений автотранспортной отрасли. Директор УКЦ АСМАП в Екатеринбурге Л.А. Шабалин рассказал участникам конференции о деятельности центра за 2010 г.

Во второй части конференции представители фирм – участниц выставки выступили с презентацией продуктов и услуг, связанных с обеспечением деятельности международных автоперевозчиков Уральского федерального округа и Пермского края.

После окончания конференции состоялось региональное собрание членов АСМАП по УрФО, на котором присутствовало с правом голоса 27 из 38 действительных членов Ассоциации. Были заслушаны отчеты руководителя филиала АСМАП по УрФО А.М. Салаутина, члена Правления АСМАП Ю.Д. Ступака, члена регионального Совета членов АСМАП в УрФО В.В. Грязнова об итогах работы за 2010 г. Собрание признало работу филиала и регионального Совета удовлетворительной.

Региональное собрание членов Ассоциации в УрФО рекомендовало Общему собранию принять в действительные члены АСМАП 6 предприятий, в ассоциированные – 2, и исключить из действительных членов 5 компаний.

Региональное собрание приняло решение вывести из состава регионального совета АСМАП в УрФО О.Ю. Соколова согласно поданному им заявлению, и К.Ю. Фролова, утратившего связь с предприятием-членом АСМАП, а также ввести в состав регионального Совета АСМАП в УрФО С.М. Белянина, Ю.П. Лисина, Э.В. Трутнева и определить численный состав регионального Совета АСМАП в УрФО в количестве 7 человек.

В прениях по докладам индивидуальный предприниматель В.И. Боярченко высказался по проблеме, связанной с оформлением свидетельств о допущении дорожных транспортных средств к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами в Екатеринбургской таможне (документы очень долго поступают из канцелярии в отдел). Вторая проблема, обозначенная предпринимателем, – простои на МАПП «Торфяновка» до понедельника в случае срабатывания устройства радиационного контроля в выходной день ввиду отсутствия специалиста. После чего перевозчику навязывается оплата услуг СВХ при том, что автопоезд там не стоял. В случае отказа платить таможня отправляет автопоезд на полный досмотр. Данная проблема актуальна и для многих других МАПП.

Директор Пермского автопредприятия ООО «ЭКС Карготранссервис» В.В. Грязнов отметил работу, проведенную Уральским филиалом по предотвращению поборов на дорогах Челябинской области, а также предложил активизировать деятельность по сбору и анализу простоев на МАПП.

Директор ЗАО «УралПикТранс» А.В. Крылова высоко оценила организационную работу по подготовке и проведению конференции АСМАП и выставки «АСМАП-Урал 2011», а также отметила необходимость проработки маршрутов перево-зок в/из Китая.

Индивидуальный предприниматель С.М. Белянин высказался по проблеме с паромными переправами из стран Балтии в Западную Европу в январе 2011 г., когда отсутствовали польские разрешения, а именно отметил высокую стоимость услуг паромов и большие очереди. По его мнению, данному вопросу следует уделять больше внимания.

Руководитель департамента регионального развития и персонала АСМАП В.Е. Фильченков в своем выступлении проинформировал перевозчиков о развитии ситуации с польскими разрешениями и подчеркнул необходимость развития альтернативных маршрутов в Европу.

На площадке перед входом в отель весь день работала выставка – официальные дилеры фирм-производителей грузовой автомобильной техники Volvo, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Iveco, КамАЗ демонстрировали новые образцы магистральных тягачей. В холле гостиницы были представлены стенды фирм-поставщиков навигационного оборудования и горюче-смазочных материалов, автомобильных шин «КАМА», страховых и лизинговых компаний и других организаций.

Участники мероприятий очень высоко оценили уровень организации и качество проведения конференции и выставки.

Северо-Западный ФО: короткое плечо, одна граница

А. Трохачев, фото автора

Северо-Западный федеральный округ является крупнейшим регионом России в части международных транспортных услуг. Перевозчики региона обеспечивают почти треть экспортно-импортного грузооборота между Россией и европейскими странами, а в доставке грузов из портов Финляндии транспортные компании СЗФО по праву занимают первое место, обеспечивая почти 82% потребностей рынка.

Как и большинство других, Северо-Западный федеральный округ имеет свою специфику грузооборота. Около 70% импорта и до 65% экспорта приходится на морской транспорт. На долю автомобильного достается 19% импорта и только 3% экспорта, но это, как правило, наиболее ценные грузы, требующие быстрой доставки от двери до двери. Максимальный объем перевозок приходится на Финляндию (51%). Далее в географии рынка следуют Беларусь (10%), Польша, Литва и Эстония (по 7%), Германия и Латвия (по 4%). Такое положение объясняется существующей на сегодняшний день структурой и объемом перевозок грузов через морские порты России и Финляндии. Все это накладывает отпечаток на характер грузоперевозок в международном сообщении, где львиную часть работы на себя берут предприятия, состоящие в АСМАП.

В минувшем году у действительных членов АСМАП Северо-Запада на международных перевозках были заняты 7674 единицы подвижного состава, из которых 1288 единиц или 17% находились в режиме временного ввоза с использованием льгот, предусмотренных Постановлением Правительства № 147. Ситуация с обновлением парка неплохая, однако эксперты предостерегают от самоуспокоенности и считают, что работу в этом направлении следует продолжить. Действующие программы лизинга дают основания для оптимизма, как и открытие новых сборочных производств магистральных грузовиков в Санкт-Петербурге, Калуге и Набережных Челнах. Основными марками в парке подвижного состава членов АСМАП по СЗФО являются шведские тягачи Volvo (31%) и Scania (25%), далее следуют немецкие Mercedes-Benz и MAN.

Специфика перевозок (короткое плечо, одна граница) диктует и соответствующее распределение перевозчиков по региону: 62% приходится на Санкт-Петербург, 17% на Ленинградскую и 14% на Псковскую области. Соответствующим образом распределен и подвижной состав: 64% находится в Санкт-Петербурге, 16% в Ленинградской и 13% в Псковской областях. К слову, за два последних года в Пскове добавилось 332 автомобиля (почти 50%), что объясняется возрастающей ролью региона в международных автоперевозках.

Работа на коротком плече предполагает большую оборачиваемость подвижного состава. Однако из-за простоев на МАПП эффективность доставки импортных грузов через Финляндию в минувшем году снизилась. Только на МАПП «Торфяновка» простои достигали 72 часов, а на МАПП «Брусничное» превышали 35 часов. Это привело не только к нарушениям режима труда и отдыха, но и увольнениям квалифицированных водителей, повлекло прямые экономические потери для перевозчиков. При том, что проблем у перевозчиков СЗФО не меньше, чем у их коллег из других регионов, на первый план выступили те, что связаны именно с простоями в ожидании пересечения границы и на внутренних таможенных постах. В 2010 г. был проведен анализ причин простоев на МАПП «Торфяновка», «Брусничное», «Ивангород», «Бурачки». Получены технологические схемы указанных пунктов пропуска, а также МАПП «Шумилкино», «Куничина гора», проведен их анализ, а замечания и предложения направлены в СЗТУ и Росграницу.

Из-за закрытия двух самых крупных складов с таможенными постами «Конкорд» и «Южный» вырос поток обращений в филиал АСМАП в связи со значительным уменьшением емкости оформления СВХ Санкт-Петербурга и Выборгского узла. Наращивания емкостей складов не произошло, зато увеличилось время ожидания заезда на их территорию. На повестку дня встали вопросы с соблюдением сроков доставки, сохранности груза, соблюдением режима труда и отдыха водителей.

Анализ перевозок показывает, что на некоторых направлениях российские перевозчики имеют подавляющее превосходство над иностранными партнерами по объемам доставляемых грузов. Аналогичная картина и по пассажирским перевозкам: за последнее десятилетие количество рейсов, выполненных российскими перевозчиками, увеличилось почти вдвое. Исключение составляют перевозки в страны Балтии через Ивангород, где преобладают иностранные транспортники (в прошлом году они выполнили 15,7 тыс. рейсов против 6 тыс. рейсов российских перевозчиков).

В 2010 г. объемы перевозок практически вышли на уровень 2006-го, но еще не достигли объемов 2008 г. Указанная ситуация объясняется не только, а может, и не столько произошедшим спадом импортных перевозок, но и значительным увеличением потока грузов из порта Усть-Луга.

Объем перевозимых автотранспортом внешнеторговых грузов России (импорт + экспорт) через границу с Финляндией в 2010 г. вырос на 13% и составил 5,9 млн т против 5,2 млн т в 2009-м. В минувшем году российские автоперевозчики доставили 68,7% грузов (в 2009 г. – 69,9%), тогда как их финские коллеги – только 28,8% (в 2009 г. – 28,1%). Львиная доля импортируемых Россией грузов через границу с Финляндией (87%) перевезена российским автотранспортом, а экспортируемых из России – финским (60%).

По количеству рейсов перевозчики СЗФО вышли на уровень 2005-2006 гг., что примерно на 25% ниже, чем в лучшем в этом отношении 2007 г., но на 16% выше, чем в 2009-м. Приведенные данные свидетельствуют о том, что экономическая активность растет достаточно высокими темпами, а значит, потребность в грузовых перевозках также будет расти.

В числе проблем, с которыми перевозчики СЗФО столкнулись в 2010 г., отмечаются крайне сложные погодные условия и ухудшение вследствие этого состояния автомобильных дорог. Особенно это было характерно для участков трасс вблизи международных пунктов пропуска в направлении Финляндии и стран Балтии. Филиал АСМАП по СЗФО даже инициировал внеплановые проверки дорожно-эксплуатационных организаций службой Ространснадзора.

Положительным моментом стало то, что правительства Ленинградской и Псковской областей выпустили распоряжения о том, чтобы на дорогах местного значения с усовершенствованным покрытием движение международного автотранспорта в весенний период не ограничивалось ни по осевым нагрузкам, ни по общей массе транспортного средства. Это особенно важно с учетом динамики развития транспортно-логистического комплекса Псковской области, по территории которой проходит 10% экспортных и 5% импортных грузопотоков России. В истекшем году внешнеторговый оборот Псковской области вырос почти на 25%, резко увеличилось количество оформленных грузовых таможенных деклараций, пополнился парк машин, выполняющих международные перевозки. Развитие рынка способствовало и увеличению количества специалистов, прошедших обучение и повысивших свою квалификацию в учебном центре АСМАП.Благодаря усилиям специалистов АСМАП удалось отменить введенный на Выборгской таможне новый порядок прохождения границы, при котором на декларацию водителя или на CMR наклеивали штрих-коды для временно ввозимых транспортных средств (отцепных прицепов и полуприцепов). Совместно с перевозчиками, занятыми на эстонском направлении, было проведено исследование эффективности работы электронной очереди, предложенной эстонской ассоциацией ERAA. Проведен мониторинг АПП «Сювяоро» в части изменения его статуса с «грузопассажирский временный» на «многосторонний постоянный». Была проведена большая работа и по другим направлениям. Все это позволило в комплексе успешно решать стоящие перед международными перевозчиками задачи.

Теперь, когда самые трудные кризисные 2009 и 2010 годы позади, самое время запастись оптимизмом и развивать свой транспортный бизнес. Проблемы, возникшие в начале 2011 г. (и в первую очередь с отсутствием польских разрешений), заставляют членов АСМАП искать новые маршруты. Вскоре выйдет на полную мощность порт Усть-Луга с паромными линиями на Европу. Это даст компаниям реальную возможность повысить эффективность автомобильных перевозок, отказавшись от проезда через территорию Республики Польша. В 2011 г. перевозчики смотрят с оптимизмом, и для этого у них есть все основания.

Поздравляем!

Руководитель Филиала АСМАП по Северо-Западному федеральному округу Александр Макарович Дацюк 10 апреля 2011 г. отметил 60-летний юбилей.

В АСМАП Александр Макарович пришел не так давно, всего лишь год назад, но в Ассоциации его хорошо знают по совместной работе – прежде он был председателем Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга. А в общей сложности А.М. Дацюк проработал на автомобильном транспорте 38 лет.

Его деятельность по заслугам отмечена государственными и отраслевыми наградами: Почетной грамотой Министерства транспорта, нагрудными знаками «Почетный автотранспортник» и «Почетный работник транспорта России», орденом «Знак Почета», медалью «300 лет Санкт-Петербургу».

В связи с 60-летием за большой вклад в развитие международных автомобильных перевозок А.М. Дацюк награжден медалью «Профессионал России».

Редакция журнала «МАП» присоединяется к поздравлениям и всем добрым пожеланиям в адрес юбиляра!

Южный ФО: не «благодаря», а «вопреки»

О. Татарченко

Региональное собрание членов АСМАП в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и приуроченная к нему конференция «Состояние, проблемы и перспективы развития МАП в ЮФО и СКФО» состоялись 15 марта 2011 г. в Ростове-на-Дону.

С приветственным словом к участникам обратился заместитель министра транспорта Ростовской области Е.Н. Лебедев. Конференцию вел президент АСМАП Е.С. Москвичев.

Презентацию «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка МАП в ЮФО и СКФО» представил руководитель департамента регионального развития и персонала АСМАП В.Е. Фильченков.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что, несмотря на кризисные явления в экономике и обострение конкуренции с иностранными перевозчиками, АСМАП удалось сохранить свои позиции на рынке. Увеличение объема доставки грузов российскими перевозчиками в 2010 г. по сравнению с 2009-м составило 10%. Если говорить конкретно о Южном регионе, то здесь вопреки кризисным тенденциям, типичным для других регионов, наблюдается интенсивное развитие.

Например, снижение численности подвижного состава имело место во всех регионах, кроме Южного (включая СКФО), Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Российские перевозчики в этих регионах сумели задействовать свой парк на тех направлениях международных перевозок, где объемы в условиях кризиса не только не снизились, но даже возросли.

Именно Юг сегодня показывает самый высокий прирост автопарка – 39%, тогда как в среднем по стране зафиксировано его увеличение на 0,3%. На Юге России отмечен один из наивысших средних показателей по числу транспортной техники в расчете на одно предприятие. Особенно отличился в этом смысле Дагестан.

Во всех субъектах Южного региона есть рост, есть стремление перевозчиков увеличивать объемы перевозок, и они действительно развиваются – рост объема перевозок в ЮФО и СКФО в 2010 г. составил 25%. Самое главное – органы исполнительной власти здесь слышат перевозчиков, вникают в их трудности и стараются совместно решать проблемы, чтобы рынок развивался. И это идет на пользу региону.

А проблемы в ЮФО в основном типичные для отрасли. Простои автотранспорта при пересечении границ, сократившиеся было с наступлением кризиса, за последние время возросли вдвое. Эта проблема требует комплексного решения – необходимо увеличивать пропускные возможности АПП, строить качественные подъездные пути. Но основное, как отметил президент АСМАП Е.С. Москвичев – это порядок организации контроля и досмотра: «Чем быстрее перевозчик доставит груз, тем он будет дешевле для граждан России». Президент АСМАП обозначил главную цель: к 2015 г. российские автоперевозчики должны доставлять не менее 50% грузов отечественного внешнеторгового оборота (напомним, сегодня этот показатель на уровне 39%).

В рамках конференции с сообщением «О программе строительства, реконструкции, обустройства МАПП на участках Государственной границы РФ в зоне ответственности ЮТУ Росграница» выступил заместитель начальника отдела администрирования пунктов пропуска ЮТУ Росграницы К.Г. Кучкин.

«О сроках полного условного освобождения временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозок, и об особенностях их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления» собравшимся доложила заместитель начальника отдела таможенных платежей ЮТУ М.В. Егорова.

Главный Государственный инспектор отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного управления Госавтодорнадзора А.Н. Харченко выступила с докладом о транспортном контроле при осуществлении международных перевозок грузов автомобильным транспортом.

Старший инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУВД Ростовской области Д.Ю. Переверзев проинформировал участников конференции об изменениях порядка прохождения Государственного технического осмотра транспортных средств и процедуры проведения международного технического осмотра, связанных с реорганизацией органов ГИБДД.

О страховании ответственности автоперевозчиков и экспедиторов рассказала ведущий специалист отдела страхования транспортных рисков ОСАО «Ингосстрах» М.С. Мартынова.

После выступлений докладчиков в ходе активной дискуссии перевозчики получили ответы на свои вопросы и обменялись мнениями.

По окончании конференции состоялось региональное собрание членов АСМАП в ЮФО, на котором присутствовало с правом голоса 90 из 114 действительных членов Ассоциации.

Были заслушаны отчеты руководителя филиала АСМАП по ЮФО О.А. Татарченко и  члена Правления АСМАП, председателя регионального Совета АСМАП в ЮФО С.А. Алейникова об итогах работы за 2010 г. Собрание единогласно признало работу филиала, регионального Совета и члена Правления АСМАП удовлетворительной.

На собрании также обсуждались проблемные вопросы, связанные с выводом в свободное обращение транспортных средств, ввезенных по Постановлению Правительства РФ № 147. Поднимался вопрос о законодательных перспективах, отмене специальных налоговых режимов (ЕНВД, УСНО). Были рассмотрены и другие актуальные вопросы, интересующие перевозчиков.

Собрание единогласно признало работу филиала и регионального Совета АСМАП в ЮФО удовлетворительной.

Региональное собрание членов АСМАП в ЮФО и СКФО рекомендовало Общему собранию принять в действительные члены Ассоциации две организации. Шести компаниям в выдаче рекомендации о приеме в действительные члены АСМАП было принято решение отказать. Три организации рекомендованы к исключению на Общем собрании из членов АСМАП по собственному желанию.

Центральный ФО: динамика налицо

А. Трохачев, фото автора

Зона ответственности – 17 областей России

Региональное собрание членов Ассоциации ЦФО 17 марта 2011 г. стало завершающим среди аналогичных мероприятий по итогам 2010 г. Разговор о проблемах предстоял непростой – у перевозчиков накопились вопросы, ответы на которые они хотели получить из первых рук…

Представительство АСМАП в ЦФО является самым крупным среди региональных подразделений Ассоциации: в зону его ответственности входят 17 областей и столица России, где зарегистрировано 843 действительных и 32 ассоциированных члена АСМАП. За прошедшие пять лет количество действительных членов увеличилось на 63,9%, а парк автомобилей на международных перевозках вырос вдвое и достиг 14 тыс. единиц. В то же время, численность действительных членов Ассоциации в 2010 г. снизилась на 47 организаций, что во многом связано с последствиями кризиса.

Наиболее ощутимые потери понес столичный регион: в Москве из рядов АСМАП выбыли 33 перевозчика. Но есть и позитивный тренд, характерный для западных регионов Центральной России: например, за прошедшие пять лет численность действительных членов АСМАП в Смоленской области выросла в 4,1 раза, а в Брянской области – в 2,4 раза. В Смоленской области парк автотранспортных средств членских организаций АСМАП вырос более чем в 4 раза (до 2113 ед.). Существенно увеличили свой автомобильный парк перевозчики Московской (в 2,7 раза, до 2469 ед.) и Брянской (в 1,9 раза, до 2634 ед.) областей.

В деятельности АСМАП в ЦФО в 2010 г. особо следует выделить работу по снижению ставок транспортного налога. В Москве для грузовых автомобилей с двигателем мощностью свыше 250 л.с. и сроком эксплуатации до 5 лет удалось сохранить прежнюю ставку, а для техники старше 5 лет ее установили в размере 70 руб./1 л.с. В Московской области для аналогичных транспортных средств ставки налогов составили 50 и 65 руб./1 л.с. соответственно. При этом в регионе сохранена льгота по уменьшению ставки налога, с применением которой размер платежей для международных перевозчиков составил 30 и 39 руб./1 л.с. В Тверской области тоже действовала льгота по транспортному налогу для международных перевозчиков: они платили 34 руб. за 1 л.с. при полной ставке 85 руб. В Брянской области с учетом льготы ставка составляла 24 руб. вместо 60 руб., а в Рязанской области члены АСМАП платили 28 руб. вместо установленных 77 руб.

В минувшем году возросла интенсивность грузоперевозок, осуществляемых действительными членами АСМАП в ЦФО. Достаточно сказать, что только в Смоленске и Брянске в общей сложности было выдано на 12% книжек МДП больше, чем годом ранее. А количество используемых иностранных разрешений за тот же период выросло на 18,7%.

Важным этапом стало и расширение работы на местах. Например, с марта 2010 г. в офисе АСМАП в Брянске начали оказывать услуги перевозчикам по оформлению документов на получение виз, страхованию техники, грузов и ответственности, обеспечению бланками CMR и другими товаросопроводительными документами.

При поддержке властей

Большое внимание в ЦФО уделялось работе с региональными органами власти. В течение года были проведены встречи с руководством и отдельными структурами областных администраций, перевозчиками, участниками ВЭД Брянской, Смоленской, Липецкой, Тверской, Московской областей и г. Москвы по актуальным вопросам деятельности международных автоперевозчиков. Представительство АСМАП в ЦФО принимало участие во всех заседаниях Консультативного совета ЦТУ по работе с участниками ВЭД. Кроме того, проводились круглые столы, семинары, тренинги и конкурсы, направленные на улучшение профессиональной подготовки международных перевозчиков.

Большой пласт работы был связан с координацией действий с представителями Росграницы. В частности, было проведено обследование обустройства и работы двух погранпереходов в Белгородской области. Вместе со специалистами УГАДН перевозчики ЦФО решали проблемы упрощенного выезда и въезда российского транспорта, по весогабаритному контролю, ЕСТР и другим вопросам, а также в целях профилактики проводили разбор нарушений. В 2010 г. удалось добиться введения упрощенного порядка пересечения ППУ Смоленской области, при котором достаточно заполнить бланк размером с четверть стандартного листа и отдать его представителю транспортной инспекции. Удивительно, что несмотря на очевидные преимущества такой схемы, не все перевозчики этим пользуются. Выясняется, что не у всех водителей есть бланк, а о том, что он доступен (его можно взять в вагончике на ППУ), они даже не догадываются, предпочитая идти старым проверенным путем – преодолевая трудности.

Заметными событиями ушедшего года стали тематические конференции международных перевозчиков с участием представителей Центрального таможенного управления, УГАДН по Московской области, Центрального территориального управления Росграницы и представителей бизнес-сообщества. Существенно улучшилась работа на местах. Так, представитель АСМАП в Бресте 182 раза выезжал в пункты пропуска и на СВХ для оказания практической помощи перевозчикам. В Смоленской области благодаря работе представителя Ассоциации свыше 10 тыс. российских АТС, прибывших под таможенным сопровождением из Беларуси, продолжали дальнейшее движение в таможни назначения без сопровождения. Усилиями представителя АСМАП в Брянской области в 39 случаях удалось избежать таможенного сопровождения, что вылилось в экономию для перевозчиков около 1,5 млн руб. Выезды представителей АСМАП на АПП, их помощь в судебных разбирательствах позволяет членам Ассоциации чувствовать себя юридически защищенными и дает возможность реально экономить деньги компаний и беречь нервы водительского состава.

Кампания по сбору заявок на иностранные разрешения на 2011 г. показала, что некоторые перевозчики необоснованно завысили свои запросы. О том, что такая практика существует, свидетельствует и статистика сдачи неиспользованных бланков иностранных разрешений. По оценкам экспертов АСМАП, практически у 90% организаций имеется значительный перезаказ к количеству разрешений, фактически использованных ими в 2010 г. Превышение заявок над реальными потребностями составляет от 15 до 1000%, отмечено даже превышение в 11,6 раза! В конечном итоге это ведет к введению квотирования, которое никому не нравится.

Выступая перед перевозчиками ЦФО, С.И. Баклицкий обратил их внимание на то, что в 2010 г. при подготовке предварительного электронного уведомления брокерам было уплачено около 450 млн руб., а за два полных месяца 2011 г. – 60 млн руб. Приходится констатировать: к сожалению, перевозчики платят брокерам за ту работу, которую вполне могут сделать сами. Использование Интернет-программ для оформления предварительного электронного уведомления позволяет добиться реального снижения затрат и времени оформления документации на АПП. По просьбе перевозчиков Брянска представительство АСМАП в ЦФО совместно с сотрудниками Брянской таможни проводит практические занятия с небольшими группами специалистов (5-6 человек) по подготовке электронных предуведомлений. Переговоры также ведутся с ЦТУ об организации такого обучения в других областях ЦФО. Все это позволяет надеяться на то, что в 2011 г. затрат у российских перевозчиков станет меньше.

Дискуссия по проблемам

После выступления основных докладчиков во время проведения регионального собрания членов АСМАП в ЦФО развернулась дискуссия по вопросам усиления контроля за использованием разрешений ЕКМТ иностранными перевозчиками. Эту проблему поднял в своем выступлении директор столичного ООО «Аллад», член Правления АСМАП В.И. Алексеев. С учетом сложившейся в начале года ситуации тема очень актуальна, и в интересах российских перевозчиков откладывать ее решение нельзя.

Вопросы усиления контроля со стороны российских компетентных органов за правильным использованием иностранными перевозчиками двух- и трехсторонних разрешений, расширения перечня мест проверок, в том числе на СВХ и других, затронул генеральный директор ООО «Мертранс» (г. Брянск) В.П. Халеев. Он аргументированно показал, что реально теряет российская сторона от ненадлежащего контроля за проездом иностранных транспортников без разрешений или с различного рода нарушениями. Кроме того, В.П. Халеев говорил о необходимости принятия мер по снижению простоев на АПП и СВХ.

Последовательно добиваться радикального пересмотра квоты по разрешениям ЕКМТ с целью справедливого распределения их для российской стороны и исключения давления иностранных перевозчиков ряда стран на российский рынок транспортных услуг призвал в своей короткой речи руководитель группы компаний «Транзит» (г. Смоленск), член Правления АСМАП А.В. Николенко. По его мнению, российской стороне в лице АСМАП и Минтранса нужно строго придерживаться принятого решения и отстаивать выверенную и согласованную позицию.

Развернутым и содержательным стало выступление директора ЗАО «Рустранс-Спедишн» К.В. Гайкевича, посвященное использованию альтернативных путей перевозки грузов в Европу при возникновении недостатка в польских разрешениях. Прежде всего, речь шла о маршрутах в обход Польши с использованием паромного сообщения из балтийских портов на Германию. Практика показала, что это неплохая альтернатива сухопутному транзиту через Польшу.

О снижении цен на топливо и проблемах, связанных с недоливом и качеством солярки на российских АЗС говорил генеральный директор ООО «ЛарТранс» (г. Москва) А.С. Ларионов. Особенно ярко проблемы проявились в самое холодное время года, когда так называемая «зимняя» солярка превращалась в «кисель», выводила топливную аппаратуру из строя и фактически становилась причиной срыва перевозочного процесса.

В ходе оживленной дискуссии перевозчики высказывали свои мнения и давали предложения и по целому ряду других вопросов. Поднятые проблемы обобщены и направлены в профильные департаменты АСМАП. Настала пора действовать с новыми силами.

назад