Полвека в строю

Один из старейших нижегородских автоперевозчиков, действительный член АСМАП ОАО «Полиавтотранс» 16 мая 2011 г. отметил 50-летний юбилей. Современная история предприятия неразрывно связана с именем его руководителя – Юрия Константиновича Гриднева – человека деятельного, увлеченного, Профессионала с большой буквы.

А. Сорокин, фото ОАО «Полиавтотранс»

Автохозяйство № 13

В середине прошлого века, когда в Горьком принимали решение о создании очередного автотранспортного предприятия, было не до нумерологических сантиментов. Бурный рост экономики государства, переживавшего последствия Великой Отечественной войны, требовал создания мощных организаций, чья деятельность была бы сосредоточена исключительно на перевозке грузов. Так 16 мая 1961 г. приказом № 333 Горьковского облавтотреста было создано автохозяйство № 13.

Из ряда предприятий разных отраслей местной промышленности приказ вычленил транспортную функцию как важнейшую. «Под крылом» нового автохозяйства были собраны водители и техника мелких автохозяйств, перерабатывающих производств и даже банно-прачечных комбинатов. Общая численность подвижного состава на момент образования «13-го» автопарка насчитывала около 150 единиц техники. Львиную долю из них составляли видавшие виды ГАЗ-51 и ЗИЛ-585.

В 1968-м автохозяйство было преобразовано в военизированную автоколонну 1303 (цифра «13» так и осталась в обозначении) и получило новый адрес, по которому предприятие-наследник – ОАО «Полиавтотранс» – располагается по настоящее время. А/к 1303 сосредоточилась на обслуживании заводов по производству силикатного кирпича. Параллельно обустраивали инфраструктуру: возводили производственные помещения для обслуживания техники, облагораживали территорию. В начале 70-х годов строили собственную котельную и вспомогательные цеха, да еще как – хозяйственным способом, без денег и материалов, практически на одном энтузиазме работников. Каждое оперативное совещание начиналось с выяснения вопросов, кто и где видел что-то ненужное, брошенное, но необходимое для строительства. В общем, жили большой, бедной, но дружной семьей.

Те годы хорошо помнят и многочисленные сотрудники автоколонны 1303, большинству из которых предприятие дало своеобразную путевку в жизнь. Об одном из них генеральный директор ОАО «Полиавтотранс» Ю.К. Гриднев рассказывает с особой гордостью: «Президент Союза транспортников России, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию, заместитель министра транспорта РСФСР в 1986-1990 гг. и министр транспорта РФ в 1990-1996 гг., доктор экономических наук Виталий Борисович Ефимов более восьми лет трудовой жизни – с 1968-го по 1976 г. – посвятил работе в автоколонне 1303 в должности главного инженера, и отсюда ушел «на повышение» в производственное объединение «Горькийавтотранс».

К концу 70-х годов а/к 1303, преобразованная в Горьковское производственное объединение грузового автотранспорта № 8 (ГПОГА № 8), превратилась в мощное предприятие с ремзоной, автоматизированной мойкой, административными помещениями, собственной котельной, общежитием и столовой. Была своя автошкола и школа подготовки автослесарей, где одновременно могли проходить обучение до 100 человек.

На рубеже 90-х годов большая часть основных средств – производственных цехов и складов, административных и жилых помещений – была передана вновь созданному предприятию ГПТК «КамАЗ» (его руководителем в тот период был нынешний генеральный директор АСМАП А.Н. Курушин). Деятельность коллектива ГПОГА-8 сосредоточили на транспортных функциях: за предприятием был оставлен подвижной состав и водители. Таким образом были разделены эксплуатационная и ремонтно-техническая службы – решение по тем временам очень прогрессивное, значительно опередившее время. В функции ГПТК «КамАЗ» входило не только поддержание внушительного автопарка ГПОГА-8 в рабочем состоянии, но и обслуживание грузовиков города и области. В начале 90-х произошел обратный процесс: все оборотные фонды, производственная база и, самое главное, – специалисты соответствующим приказом «Горькийавтотранса» вновь были переданы от ГПТК «КамАЗ» в ГПОГА-8.

Современная история предприятия началась, как и у абсолютного большинства организаций самых различных отраслей промышленности, с приватизации и преобразования в акционерное общество открытого типа «Полиавтотранс». Его директором в 1989 г. был назначен Ю.К. Гриднев.

Как и в советский период, на этапе первых лет жизни ОАО «Полиавтотранс» занималось внутригородскими перевозками, доставкой стройматериалов и обслуживанием дорожных и строительных организаций, а также работой на более длинном плече – внутриобластными и междугородними перевозками. Важным этапом развития стал выход в 1992 г. на рынок перевозок импортно-экспортных грузов в страны Западной и Восточной Европы и обратно. На данный момент этот вид деятельности наряду с внутрироссийскими перевозками является для ОАО «Полиавтотранс» основным.

Разумный минимализм

К сожалению, в настоящее время транспортный бизнес не приносит тех дивидендов, что приносил, скажем, в начале и середине 90-х, когда рухнувшая отечественная промышленность не могла обеспечить жителей России необходимым количеством товаров народного потребления и продуктов питания. Все ввозили из-за границы, а автопредприятий, способных доставить груз «оттуда», было не так много.

На рынок международных автоперевозок ОАО «Полиавтотранс» вышло с единственным «СуперМАЗом». За короткий срок «международный» автопарк вырос до двух десятков единиц техники, причем его основу составили мало кому известные тогда финские грузовики Sisu. Вскоре ОАО «Полиавтотранс» стало официальным дилером данной марки. А в настоящее время на международных перевозках работает всего 10 магистральных тягачей: девять IVECO и один МАЗ.

«Можно сколько угодно говорить о сокращении парка, которое испытал «Полиавтотранс» за последние годы, – рассказывает Юрий Константинович. – Но такие условия нам диктует рынок. Нарастить парк за счет заемных средств, подобно многим предприятиям, мы можем в любой момент, вот только доходы от этого увеличить едва ли удастся: это не раз показывала неудачная практика неопытных участников рынка. Поневоле приходится превращать количество в качество, максимально оптимизировать бизнес-процессы и сокращать издержки».

Трудности, с которыми сталкивается грузоперевозчик, всем давно известны: ужасное состояние дорог, на которых техника изнашивается очень интенсивно, запредельная стоимость дизтоплива, составляющая львиную долю затрат на перевозки, с каждым годом ужесточающаяся налоговая нагрузка и рост коммунальных тарифов. Одной из главных проблем является и дефицит квалифицированных кадров. К несчастью, авторитет профессии, даже специалиста высшего класса – водителя-международника, практически утрачен. Надо быть фанатом своего дела до мозга костей, чтобы пойти работать на столь сложные и ответственные перевозки. Дилетантов транспортная отрасль отметает сразу, а профессионалов, увы, становится все меньше.

«За профессионалов приходится держаться», – признается генеральный директор «Полиавтотранса». Знания и опыт его самого не раз отмечались на самом высоком уровне. К внушительному списку званий, благодарственных писем и наград, среди которых медали «За воинскую доблесть» и «Профессионал России», «Заслуженный работник транспорта РФ» и многие другие, в 2010 г. добавилась медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Руководитель предприятия – действительного члена АСМАП, Юрий Константинович на протяжении нескольких лет входит в региональный Совет АСМАП в Приволжском федеральном округе, участвует в работе Общественного комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, комиссии по рассмотрению нарушений, допускаемых автоперевозчиками, в рамках сотрудничества с Приволжским Управлением государственного автодорожного надзора.

В жестких конкурентных условиях сохранять рентабельность перевозок удается лишь благодаря контролю за издержками. Предприятие является официальным дилером IVECO, и дилерское соглашение заставляет держать на складах полный перечень запасных частей, хотя на свои тягачи ООО «Полиавтотранс» зачастую ставит неоригинальные детали просто потому, что они дешевле. До абсурда, конечно, не доходит, и предприятие не экономит на безопасности, но доверяет только хорошо зарекомендовавшим себя производителям комплектующих. Четкая работа позволяет сохранять постоянных клиентов, в число которых входят транспортные компании и предприятия самых разных сфер деятельности: ООО «Поволжье Транс», ООО «Автостандарт», ООО «Мотор-Технология» (Россия), Autostarto Grup (Литва), Geodis Calberson (Финляндия), Bilatris Limited (Латвия).

Не перевозками едиными

Наряду с грузоперевозками ОАО «Полиавтотранс» еще в начале своей истории сделало ставку на продажу грузовых автомобилей.

Первый опыт был по сути революционным для тогдашней России: официальных дилеров зарубежных марок коммерческой техники не было в принципе. Со временем марка Sisu ушла с российского рынка. Накопленный ранее опыт нижегородское предприятие реализовало уже в 2000-х, став официальным дилером теперь уже концерна IVECO. Сотрудничество с итальянской маркой успешно развивается на протяжении 6 лет: дочернее предприятие «Полиавтотранса» – «ПолиТракСервис» – выполняет гарантийное и постгарантийное техобслуживание и ремонт всего модельного ряда IVECO. Несмотря на различные то и дело возникающие проблемы, директор предприятия в год его полувекового юбилея с уверенностью смотрит в завтрашний день: с таким багажом пасовать перед трудностями не пристало!

 

назад