Операция «Диверсификация»

 

 

 

В современных условиях постоянно меняющейся внешнеполитической и экономической ситуации любой бизнес (пусть даже самый успешный) не может функционировать и приносить прибыль сколь угодно долго, тем более когда речь идет об автотранспортной отрасли. Придя в эту сферу деятельности в середине 90-х, генеральный директор компании «Регул-Авто» и индивидуальный предприниматель Александр Николаевич Виниченко не просто добился успеха в своем деле, но и развил сопутствующие направления бизнеса. Дальновидность калининградского перевозчика принесла свои плоды: благодаря проведенной им диверсификации он сохранил свои транспортные компании и с оптимизмом смотрит в будущее.


Александра НОВИЧКОВА

Сегодня Александр Николаевич Виниченко является председателем Регионального совета АСМАП в КО. О проблемах отечественных перевозчиков, работающих на «оторванном» от России кусочке ее территории – в Калининградской области, он знает не понаслышке. Ведь он находится в постоянном контакте со своими коллегами.
– На данный момент транспортным компаниям Калининградской области приходится несладко, – рассказывает он. – Экономическая ситуация серьезно влияет на нашу работу. При этом наши организации по-прежнему занимают лидирующее положение на рынке международных автомобильных перевозок в Калининградской области. Основные направления отечественных перевозчиков в странах ЕС – Польша, Германия, Голландия, Италия. Большое количество перевозок в последнее время осуществляется на территорию РФ через Литву и Латвию. Однако при всей этой статистике у нас существуют достаточно серьезные проблемы, а именно: зачастую наши водители выбирают работу в польских или, например, литовских компаниях. И не из-за того, что там больше платят (зарплаты у нас приблизительно одинаковые), а потому, что трудиться они будут на новой технике. Мы же на данный момент не можем обновить свой автопарк. Исходя из этого приходится параллельно заниматься другими направлениями бизнеса, диверсифицировать производство.


– И какое направление вы стали развивать параллельно?
– На мой взгляд, самое актуальное на данный момент – сельское хозяйство. Построил логистический холодильный комплекс на 2,5 тыс. кв. м, где расположены площади для хранения замороженных изделий. Сейчас туда привозят товары со всей России (мясо, овощи, фрукты, ягоды) и продукцию, которая поступает морским путем контейнерами (из Парагвая, Бразилии). Это направление приносит прибыль. За счет него и транспорт содержится.
– Есть ли у вас другие вспомогательные направления бизнеса?
– У меня есть автосервис, в том числе и шиномонтаж, и мойка. Кроме того, построил небольшое кафе, сейчас довольно популярное. Возле логистического комплекса есть небольшой рынок, состоящий из
25 ларьков. В середине прошлого года приобрел 250 га земли там, где раньше находился совхоз им. Гурьева. Веду переговоры о покупке зернохранилища, складов, сушилок. Уже купил трактора, необходимое оборудование. Начал заниматься животноводством, но этот проект пока в начальной стадии.
– И как вы только все успеваете!
– Всегда нужно идти дальше, двигаться вперед, иначе ничего не получится. К тому же мне помогают настоящие профессионалы своего дела. У каждой фирмы должен быть свой костяк, стержень. Это люди, на которых можно положиться в любой момент. И у меня есть такие работники. Мой заместитель по транспортному цеху Елена Владимировна Галатина трудится со мной вот уже 18 лет. Она пришла ко мне в возрасте 19 лет, окончила институт по транспортной специальности. Очень ответственный человек, ведет все дела. Ее мама работала еще в «Совтрансавто» в Калининграде. Главный бухгалтер со мной еще с советских времен, когда мы трудились в передвижной механизированной колонне. И хотя она уже ушла на пенсию, все равно находится рядом и всегда готова помочь. Механики, слесари тоже работают годами.
– А как насчет водителей?
– Среди них есть такие, которые работают у меня с самого начала, например Григорий Васильевич Папакин. Он начинал вместе со мной, когда здесь не было ничего – ни офисов, ни ремонтных площадок. Основная масса водителей работает долго, но есть и так называемые бегунки, в процентом соотношении их где-то 10 – 15. Но нужно понимать, что водители держатся, когда в стране стабильная экономика. Раньше на это место я устраивал конкурс. Поступивший на работу водитель сначала должен был в течение месяца работать на базе, показать, что он собой представляет, и лишь потом садился за руль, потому что был спрос на профессию. А сейчас, к сожалению, наблюдается нехватка кадров.
– Сколько у вас водителей?
– Полный комплект, но вот подменных теперь нет. Из-за этого в прошлом году одна из машин простояла 15 дней, поскольку необходимо было готовить новые документы водителю.
– Каков их возраст?
– От 28 до 65 лет. Я смело принимаю на работу молодых водителей. Занимаюсь их обучением, отправляю их в учебно-консультационный центр АСМАП. Потом какое-то время они проходят стажировку, затем идут в рейс с наставниками.
– Можете выделить кого-то из водителей персонально?
– Конечно, например Игоря Иосифовича Грудецкого, который работает у меня уже 18 лет. Недавно ему исполнилось 60, я поздравил его, вручил памятный подарок, премию и спрашиваю, планирует ли он уйти на пенсию. На что он ответил, что будет трудиться здесь, пока не выгоню (улыбается). Он очень ответственный, дисциплинированный, с ним никогда не бывает проблем. Есть у меня очень быстрый водитель –
Владимир Лайло. При этом всегда четко выполняет все задания. Среди давно работающих можно выделить Олега Петровича Константинова.
– Перейдем к технике. Имеющийся у вас автопарк на данный момент не простаивает?
– Машины заняты на 90 – 95 %. Но работают они по существующим ставкам, которые сейчас не очень рентабельны.
– Каким маркам машин отдаете предпочтение?
– У меня в автопарке только Volvo. Когда только начинал бизнес, покупал тягачи Scania, были и машины DAF. Но все же для меня более надежной техникой является именно Volvo.
– Где собраны машины?
– Я приобретаю тягачи только бельгийской сборки. Присутствовал на открытии завода Volvo в Калуге. Изначально на эти машины было много нареканий. К тому же мне легче купить технику в Генте, чем в Калуге, ведь здесь только одна граница. А стоимость практически одинаковая.
– У вас все машины в собственности?
– Я стараюсь не брать технику в аренду, лизинг. Сейчас весь подвижной состав свой.
– Вы упомянули о ремонтной базе. Там обслуживаются только машины вашей компании или автопарк других организаций тоже?
– Мы занимаемся ремонтом и своих, и чужих машин. Но сейчас фирмы стараются экономить и ремонтировать технику сами, а крупные компании заключают долгосрочные договоры с сервисными центрами.
– Как вы оцениваете ваше географическое положение? Это, скорее, плюс или минус для осуществления международных автоперевозок?
– В те времена, когда в транспортном секторе наблюдался подъем, это было плюсом, сейчас же это минус. Компании, расположенные на основном материке России, могут заниматься внутрироссийскими перевозками. У нас же маленькая анклавная область, где производства как такового нет. Если раньше, когда была свободная экономическая зона, у нас изготавливали оргтехнику, которой на 80 % обеспечивали Россию (телевизоры, микроволновые печи, холодильники), работы у нас было много, сейчас этого нет. В Россию мы везем товары из Европы, а из России в Калининград груз найдешь далеко не всегда. Замкнутого цикла зачастую нет. В России же проще. Там товарооборот идет между городами. Транспорт востребован больше, чем в Калининграде.
– Вы пользуетесь системой МДП?
– Исключительно ее и использую, поскольку она проста и надежна.
– Каким вы видите будущее транспортного комплекса в России?
– По моему мнению, сейчас наблюдается затишье. Все выжидают, нет больших шагов развития, каждый автотранспортник пытается сохранить то, что имеет.
Я считаю, что если не будет поддержки со стороны государства, то транспорт потихоньку постареет. А для того чтобы этот бизнес существовал, нужны финансовые вливания, льготы. Сейчас я думаю о том, как выживать в столь непростых условиях. Я мог бы (как некоторые перевозчики) в трудный момент продать всю технику и закрыть фирму либо же тянуть эту лямку, еле сводя концы с концами. Но я ищу какие-то альтернативные варианты.
– И все же почему продолжаете заниматься перевозками?
– А как я без автотранспорта? Мой отец всю жизнь проработал водителем, объехал всю Россию и Казахстан. Видимо, гены дают о себе знать. Кстати, моей дочери тоже передалась эта тяга к транспорту. Сейчас она живет в Германии, на границе со Швейцарией, и работает в крупной экспедиторской фирме.
Во время нашей беседы у Александра Николаевича неоднократно звонил телефон: то глава администрации района, то начальник милиции.
– Городские власти поддерживают в работе?
– Я считаю, что если уж ты занимаешься бизнесом и дела идут неплохо, то должен сам помогать государству. А почему нет? Например, попросили привезти из Москвы борцовские маты для спортивных залов местных школ. Или доставить двери и окна для оборудования библиотеки. Все осуществили к нужному сроку.
Вообще по жизни я оптимист и думаю, что в нашей работе все будет хорошо. Потому что транспорт является кровеносной системой любого государства, а дороги –
его артериями. Если транспорт будет двигаться быстрее, то и экономика станет развиваться. Ведь ни одна страна не отказывается от автотранспорта, а наоборот – развивает его. Голландия, например, вообще живет благодаря транспорту, там просто потоки грузовиков. На этом фоне поляки тоже начали активно заполнять все страны своими фурами. Перспектива транспортного комплекса неоспорима.




 

 

 

 

назад